CANTO

Музыкальные вечера с певцами в главной роли

14 ноября | воскресенье

19.00 – 21.00

850 - 3050 ₽

СОБОРНАЯ ПАЛАТА

Москва, Лихов переулок, 6, стр. 1. м. Цветной бульвар 12+

Р. ЛЕОНКАВАЛЛО: 
«Апрель» (Aprile)

Оставь твои старые книги, и дай мне поцелуй! Распахни окна — там апрель! Какой аромат фиалок! Как щебечут ласточки! Пойдём, пойдём к солнцу! И моя одежда, и мысли — цвета неба; видишь! и глаза! Пойдём! Пойдём! Там апрель!

Нежная песня Руджеро Леонкавалло, перу которого принадлежит бессмертная опера «Паяцы», о зарождающейся весне и обновлении чувств.

Д. ПУЧЧИНИ: 
«Солнце и любовь» (Sole e amore)

Солнце весело стучит в твои окна: любовь тихонько стучит в твоё сердце. И они зовут! Солнце говорит — ты прекрасна! Говорит любовь: «Сестра! пусть первая твоя мысль будет о том, кто тебя любит!»

Жизнерадостный гимн солнцу, любви и музыке от Пуччини – создателя «Тоски», «Богемы» и других оперных шедевров на все времена.

Д. ПУЧЧИНИ: 
«Земля и море» (Terra e mare)

Тополя, согнутые ветром, стонут снова в длинных рядах. В темноте, в полудрёме, я слушаю их и представляю, что это голос моря. И я мечтаю под этот глубокий голос, с его спокойствием и могучим ритмом — что пристально смотрят на меня, отражаясь в волне, сверкающие на небосводе звёзды. Но ветер становится всё сильнее в длинном ряду тополей, и пробуждает меня от радостного сна…унося меня от голоса моря!

Короткий и очень проникновенный рассказ Пуччини о влечении к силе морской стихии, в котором герой, слыша в ночи шум тополей, грезит о встрече с волнами.

Ф.П. ТОСТИ: 
«Рассвет» (L’alba separa dalla luce l’ombra)

Заря разделяет от света тень, а моё сладострастие — от моего желания. Милые звёзды! Это время смерти! Ещё более дивная любовь с небес очистит вас. Горящие глаза, о вы, которым нет возврата! Грустные звёзды, потушите свой негасимый свет! Я должна умереть. Не хочу видеть день, ради любви моих грёз и ночи. Укрой меня, о ночь, в своём материнском чреве, пока бледная земля увлажнена росой. И да возникнет из моей крови утренняя заря, а из моего краткого сна — вечное солнце!

«Уста» (A Vucchella)

Ты — как цветок, твои уста чуть-чуть увядают. Дай мне их, они как роза, дай мне поцелуй, Каннетелла! Дай мне, и получи один небольшой поцелуй, который кажется, как эти уста — розой, хоть и чуть-чуть увядающей.

Два прекрасных романса, сочинённых Франческо Паоло Тости, автором самых модных и раскупаемых хитов в Англии второй половины XIX века, пережили своё время и вот уже более ста лет составляют наиболее эффектную часть репертуара многих оперных певцов. В первом метафорично говорится о переходе между жизнью и смертью, во втором звучит тонкий намёк на бренность всего сущего.

Н. ПАГАНИНИ: 
Интродукция и вариации для скрипки соло на тему «Nel cor piu non mi sento» из оперы Дж.Паизиелло «Прекрасная мельничиха», op. 38

В основе виртуозного шедевра Никколо Паганини для скрипки без сопровождения лежит мелодия из знаменитой оперной арии. В ней любовь описывается такими словами, как «дразнить», «кусать», «щипать», «мучить» и «отчаиваться», замечательно подходящими для описания ощущений скрипача, которому предстоит играть это инфернальное произведение – его исполнение волнует так же сильно, как катание на американских горках.

Р. ДЗАНДОНАИ: 
«Совёнок» (L’Assiuolo)

Где была луна, когда небо плыло в жемчужной заре? И казалось, что миндаль и яблони растут ввысь, чтобы лучше её увидеть…Были вспышки молний из чёрных туч в вышине. И был голос полей — киу…Редкие звёзды светили в молочных облаках; слышалось дыхание моря, слышался шорох ветвей. Сердце замерло, как от крика вдали. Послышался далёкий стон — киу…В сияющих вершинах деревьев дрожал лёгкий ветер, кузнечики сотрясали тончайшие серебряные музыкальные инструменты, как будто стучали в дверь, которая, возможно, никогда не откроется? И слышался тот плач смерти — киу…

Песня известного музыкального деятеля Италии Риккардо Дзандонаи на тревожные стихи Джованни Пасколи, представляющая ночь как мир, полный таинственных событий, предвещающих беду.

Ф. ЛИСТ: 
«Траурная гондола» для фортепиано

Порождение глубоких личных переживаний композитора. Лист написал две версии, первая (как он позднее уверял) была навеяна предчувствием смерти Вагнера в Венеции в 1883 году, а вторая – самой смертью. Какая трагическая музыка! Можно услышать, как тёмная вода скорбно плещется о берег, крики одетых в чёрное гондольеров, молитвы убитых горем скорбящих.

П. МАСКАНЬИ: 
«Серенада» (La Serenata); /в переложении Екатерины БУЗОВКИНОЙ для сопрано, фортепиано и струнного квартета/

Как, спрятав под крыльями головки, спят влюблённые голубки, так же ты, уставшая, дремлешь под лёгким вышитым покрывалом. Ты отдыхаешь, радуясь розовым снам. И среди призраков и сновидений, милых тебе, проходит один, касаясь твоего лица. Он говорит, как моё сердце горит в разлуке, проходит и говорит, что я люблю тебя, что ты моё блаженство, и моя мука. Ты, светлая, в нимбе волос, улыбаешься. О, спи подольше, цветок Рая! Это я прихожу к тебе во сне, чтобы поцеловать твоё лицо!

«Любит… не любит» (M’ama, non m’ama); /в переложении Екатерины БУЗОВКИНОЙ для сопрано, фортепиано и струнного квартета/

Любит…не любит…любит…не любит….гадай, гадай сколько хочешь! Любит, не любит…Ах!! Не любит! Что тебе ответил «сфинкс» любви? Что «не любит». Ну же! Гадаем заново! Наверняка у этого цветка не хватало одного лепестка!

«Ave Maria» /в переложении Екатерины БУЗОВКИНОЙ для сопрано, фортепиано и струнного квартета/

Радуйся, Мария! Мать пресвятая
Веди меня к таинству, о котором молю
Сквозь реки боли веру и надежду влей мне в сердце.
О милосердная, исстрадавшаяся,
Увидь же и мои мучения.
В жестоких позывах бесконечного плача, не покидая меня.
Радуйся, Мария! В муках
Ты не оставь меня, матерь, сжалься!
Не оставляй!

Три композиции Пьетро Масканьи, сочинившего триумфальную веристскую оперу «Сельская честь». «Серенада» – два восхитительных куплета на сладкий и романтический текст. «Любит… не любит» («Сцена гадания») – искрометная, дразнящая песня, чья героиня заигрывает с судьбой. Наконец, «Ave Maria» («Радуйся, Мария») – гимн на музыку из интермеццо главного творения Масканьи и текст Пьеро Маццони.

Л. РЕФИЧЕ: 
«Тень облака» (Ombra di nube) /в переложении Екатерины БУЗОВКИНОЙ для сопрано, фортепиано и струнного квартета/

Небо искрилось, как лазурный свод, Чистый свет озарял мое сердце. Тёмная туча, не накрывай меня мраком, Не засти мне красоту жизни. Лети, туча, улетай прочь от меня; Унеси и рассей мои страдания. Пусть снова будет свет и небесная лазурь! Я пребуду в вечной ясности!

Ставшее очень популярным страстное, взволнованное воззвание к небесам с мольбой о жизни, полной света и ярких красок, придуманное композитором и священником Личинио Рефиче, прославившегося своим новаторским подходом к духовным сочинениям. Рискуя престижными должностями, он использовал в мессах и ораториях простонародный язык как средство более прямого общения с верующими.

Д. ПУЧЧИНИ: 
Миниатюра «Хризантемы» для струнного квартета, S. 65

Мы знаем Пуччини как одного из наиболее успешных и знаменитых оперных композиторов, однако в его каталоге есть дивное произведение в жанре струнного квартета. Пьеса создана на внезапную смерть друга композитора, герцога Амадео ди Савойя из Аоста, молодого итальянского принца, отрекшегося от испанского престола. Хризантема – цветок скорби и героизма в итальянской традиции – стала красивым и очень символичным названием для элегической миниатюры. Музыка квартета нравилась самому Пуччини настолько, что он использовал её в опере «Манон».

Ф. ЛИСТ: 
«У кипарисов виллы д’Эсте», «Фонтаны виллы д’Эсте», «Канцонетта Сальватора Розы» для фортепиано из цикла «Годы странствий» (Италия)
 

Музыкальные зарисовки на темы впечатлений, полученных Листом во время путешествий по Италии. От произведений великих мастеров итальянского Возрождения, как в «Канцонетте Сальватора Розы», в основе которой лежит подлинная мелодия выдающегося итальянского художника, поэта и музыканта XVII века. От эмоциональных переживаний, как в погребальных траурных песнях «У кипарисов виллы д’Эсте». От восхищения великолепием и красотой знаменитой виллы, как в «Фонтанах виллы д’Эсте».

О. РЕСПИГИ: 
«Закат» (Il tramonto), лирическая поэма для меццо-сопрано и струнного квартета на стихи П. Шелли

Жил юноша; в его хрупкой душе (как свет и ветер в лёгком облаке, растворяющемся в пылающий полдень) смерть и гений соперничали.
О, сколько было нежной радости, от которой перехватывало дыхание, когда его возлюбленная, только познавшая единение двух сердец, его повела тропинками поля, которое на востоке затенялось белеющим лесом, а на западе раскрывалось небу!
Вот затонуло солнце; но золотые нити свисали над пепельными облаками, над зелёными равнинами, дрожащими цветами, серыми шарами древних растений, и обволакивали чёрные рощи, с вечерними сливаясь тенями. Огненная луна медленно всходила на востоке меж густых ветвей мрачных растений. Засверкали наверху бледные звёзды. И юноша прошептал: «Как странно…Я никогда не видел восхода солнца. Завтра придём созерцать его вместе!»
Они слились во сне, и сладкая любовь соединила их ночью.
А утром холодным и мёртвым она нашла возлюбленного.
О! Никто не поверит, что такой удар был от милосердного Господа!
Не умерла Изабелла, не стала безумной; год за годом продолжала жить.
Но я думаю — её терпеливость, тревожные улыбки, и неумирание, но жизнь в заботе о старом отце (если безумие есть непохожесть) и были безумием…
Она была для иных, кто её видел, как чтение песни, сложенной гениальным бардом, чтобы склонить холодные сердца к задумчивой печали.
Чёрные глаза не сияли больше, истощились ресницы от слёз, губы и щёки казались мёртвыми, так они стали белы. И тонкие руки, и сквозь рассеянные вены алый дневной светится луч.
Голая могила, тебя вместившая, в которой тень измученная обитает! Вот всё, что от тебя осталось, о дорогое, потерянное создание!
«У меня такое наследие, которое нам даёт земля — покой и тишина, без греха, без страсти. Находят ли мёртвые покой? Невозмутимыми становятся, или живут, и в глубины моря любви нисходят? О, пусть моя эпитафия будет как твоя: Безмятежность!»
Вот её губ единственный плач.

На стихи Шелли, повествующие о юной любви, оборвавшейся в результате трагедии, считается одним из величайших шедевров Респиги. Это чистая музыкальная поэзия, интенсивная в своей выразительности, кристально прозрачная, но красочная в инструментовке и нежная в гармониях.

Проиграть видео

Исполнители:

Елена ПОПОВСКАЯ (сопрано)

Приглашённая солистка Большого и Мариинского театров. Окончила теоретико-композиторское отделение ГМУ им. Гнесиных, параллельно занимаясь вокалом в классе М. Ланды, а затем Московскую консерваторию (класс К. Кадинской). Выступала в театре Ла Монне. Колон, Лисео, Римская опера, Английская национальная опера, Латвийская национальная опера, на фестивалях Арена-ди-Верона и Пуччини в Торре-дель-Лаго, сотрудничала с Московским театром «Новая опера». Получила номинацию на «Золотую маску» за партию Ярославны. В репертуаре певицы более 20 драматических партий.

Яков КАЦНЕЛЬСОН (фортепиано)

Доцент Московской консерватории, где получил высшее образование и окончил аспирантуру (класс профессора Э. Вирсаладзе). Лауреат международных конкурсов в Калуге, Трапани (Италия), Тбилиси, имени С. Т. Рихтера в Москве. Дипломант Х Международного конкурса И. С. Баха в Лейпциге, конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе и Международного конкурса имени Клары Хаскил в Веве. Участник значительных международные фестивалей, он выступает в главных концертных залах России и Европы, в том числе в ведущими оркестрами и в камерных ансамблях с прославленными исполнителями.

Струнный квартет солистов оркестра Большого театра России 

Игорь ЦИНМАН (I скрипка), Дмитрий НОВИКОВ (II скрипка),
Михаил КОВАЛЬКОВ
(альт), Алексей ГОВОРОВ (виолончель)

Игорь Цинманпотомственный музыкант, выпускник Московской консерватории (класс профессора С. Кравченко) и Высшей школе музыки в Майнце (класс профессора А. Ших). Лауреат международных музыкальных конкурсов: «Классическое наследие», имени Джордже Энеску. В 2012 избран заместителем концертмейстера Филармонического оркестра города Гиссен (Германия), с 2015 – заместитель концертмейстера симфонического оркестра Большого театра России.

Дмитрий Новиковвыпускник Московской консерватории (класс профессора А. Тростянского). Участник концертных программ Благотворительного Фонда В. Спивакова, стипендиат Фонда «Русское исполнительское искусство» и Фонда Мстислава Ростроповича. В 2012-2018 года – солист симфонического оркестра МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, затем артист симфонического оркестра Большого театра России.

Михаил Ковальков – выпускник Московской консерватории (класс профессора Ю. Тканова). Обладатель наград национальных и международных конкурсов в сольных программах и в составе камерных ансамблей. Как солист выступал со многими симфоническими и камерными оркестрами, в их числе ГАСО им. Светланова, АСО Московской филармонии, камерный оркестр Солисты Москвы. В 2015 выиграл конкурс на место солиста и концертмейстера группы альтов симфонического оркестра Большого театра России.

Алексей Говоров – обучался по специальности в классе доцента А.З. Массарского (Санкт-Петербургская консерватория и ассистентура-стажировка. Обладает наградами международных конкурсов, проходивших в Лондоне, Санкт-Петербурге и Москве. С 2012 года работает в составе симфонических и камерных коллективов, в сезоне 2020/2021 приступил к службе в Большом театре России на позиции заместителя концертмейстера группы виолончелей. Участвует в программах «МолОт»-ансамбля молодёжного отделения.

CANTO<br><i>Музыкальные вечера с певцами в главной роли</i>
CANTO<br><i>Музыкальные вечера с певцами в главной роли</i>
CANTO<br><i>Музыкальные вечера с певцами в главной роли</i>
CANTO<br><i>Музыкальные вечера с певцами в главной роли</i>
CANTO<br><i>Музыкальные вечера с певцами в главной роли</i>
CANTO<br><i>Музыкальные вечера с певцами в главной роли</i>
_DSC9000
75f637821a5c7c9bdb2fb7ffb27cce84 (1)
ЦИНМАН ФОТО
НОВИКОВ ФОТО
КОВАЛЬКОВ ФОТО
ГОВОРОВ АЛЕКСЕЙ (1)
previous arrow
next arrow

Соборная палата
Уникальная акустика

Истинный шедевр возрождённой старинной архитектуры. Роскошь убранства в лучших традициях дворцовых интерьеров XVIII-XIX веков, огромное внутреннее пространство, изумительная акустика — всё это позволяет причислять Соборную палату к лучшим концертным залам современной Москвы.

CANTO<br><i>Музыкальные вечера с певцами в главной роли</i>
CANTO<br><i>Музыкальные вечера с певцами в главной роли</i>
CANTO<br><i>Музыкальные вечера с певцами в главной роли</i>
pstgu1 (1)
1900_1000_90_1227141327350422375 (1)
0556720beeea7776bba6869cce7b7fa1 (1)
previous arrow
next arrow
Предыдущая
Следующая